Выставка живописных работ Сергея Смирнова в Институте методологии профессионального развития

В Институте методологии профессионального развития открылась персональная выставка известного московского живописца, заслуженного художника России, профессора МГАХИ имени В.И. Сурикова Сергея Ивановича Смирнова.

В своем творчестве Сергей Смирнов следует традициям русской реалистической школы. Он входит в ассоциацию художников «Русский Мир», объединяющую современных представителей классического направления русской живописи, продолжающих и развивающих творческие открытия В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, А.А. Иванова. Выставки творческого объединения «Русский Мир» проходили в Москве (2002-2004), Мюнхене (2006), Ватикане (2007). Живописные полотна Сергея Ивановича находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Германии, Англии, США, Франции, Швейцарии.

Работам Сергея Смирнова присуща исконно русская тематика. Он пишет городские пейзажи Москвы, русские праздники и быт начала ХХ века, пейзажи Подмосковья и русского Севера. Его часто называют «певцом Замоскворечья», поскольку именно этой части старой Москвы посвящено большинство московских работ художника.

Замоскворечье Сергея Смирнова – это особый мир, одухотворенный веяниями прошлого, городской мир, в котором проступают черты подлинного уклада жизни старой, исчезнувшей Москвы, какой она представляется в памяти или воображении художника. Повышенная лирическая интонация, поэтическое вчувствование в городской мотив, предпочтение переходных состояний в природе, в которых тоньше можно уловить хрупкую душу древнего города, – все это отличает особое видение художника, обостренное ностальгией. Он словно бы растворяется в тишине старых улиц и чутко улавливает трепет и едва различимые вибрации пространства, соотнося их с собственным пульсом.

Этюдность видения – неотъемлемое качество художественного темперамента Сергея Смирнова. Он пишет Москву с особым вниманием, соединяя живую передачу деталей с непосредственностью натурного переживания, улавливая скрытую поэзию и красоту в, казалось бы, простых и непритязательных мотивах: линии строительных лесов на Большой Ордынке как бы невзначай вторят первой капели, а золото редких берез создает неповторимый цветовой аккорд с колокольней храма Всех скорбящих Радость. Изображения пронизаны свежестью взгляда на привычную реальность. Художник не ищет специального сюжета, а лишь запечатлевает то, что как бы случайно оказывается в поле его видения. В этом смысле стремление к этюду как к самостоятельной форме дает возможность живописцу непосредственно выразить жизнь натуры в ее сиюминутном состоянии. Это роднит работы Сергея Смирнова с импрессионистическим пониманием мира. В ряде картин художник намеренно активизирует фактуру, делая ее шероховатой, оставляя следы кисти – удары, мазки, густые наклепки. Картинная поверхность от этого «вибрирует», усиливая ощущение непосредственности передачи окружающего мира. Взгляд невольно растворяется во множестве впечатлений, но четкое деление на пространственные зоны создает ощущение выстроенности картины, что в соединении с импрессионистической изменчивостью придает многомерность пространству. Поэзия города таким образом раскрывается как особого рода цветовая гармония в неожиданных колористических откровениях.